О МЕТОДЕ АЙЕНГАРА

МЕТОД АЙЕНГАРА

Сегодня самым распространенным в мире учением о йоге является «Хатха-йога Шри Б. К. С. Айенгара».


В основе этого учения заложен метод и 60-ти летняя практика её основателя. Айенгар открыл и объяснил примерами все традиционные аспекты йоги, заново систематизировал целый ряд поз и способов дыхания, провел и продолжает вести исследования терапевтических эффектов йоги в целом, и своего метода в частности. Индивидуальный подход к практике каждого ученика даёт возможность заниматься йогой Айенгара всем желающим независимо от их возраста и уровня начальной подготовки. Дети, беременные и другие особые категории практикующих смогут найти в его методе своевременную поддержку и помощь, так необходимую им.

Метод Айенгара направляет внимание на глубокую, тонкую работу в позе (асане), при выполнении которой, необходимо найти баланс между активностью и расслаблением. Длительное, статичное выполнение асаны — усиливает воздействие на определённые группы мышц, суставы и связки, массажирует внутренние органы, уравновешивает эмоциональное состояние и ум. Принцип постепенного развития практики и переход от простых поз к более сложным, благоприятно влияет на здоровье всех практикующих. В их теле просыпается осознанность, укрепляется иммунитет, устраняется лишний вес, нормализуется давление и пищеварение, активизируются клетки всего организма. Эти факты говорят о том, что основное воздействие асаны производят на внутренний и физиологический мир человека.

 Продуманная система «уровней классов» занятий от «ознакомительного» до «интенсивного» и использование специальных вспомогательных материалов таких, как кирпичи, лавочки, планки, ремни, одеяла, болстеры — сделали метод Айенгара универсальным, способным облегчить практику, как начинающим, так и более опытным йогам. Не каждый практикующий может последовательно распределить нагрузку на мышцы, придать телу правильное положение и сохранить его определенное время. Как раз для этого в методе и используются вспомогательные материалы. Благодаря им тело получит ту опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Главной же опорой будет — инструктор. Именно под его наблюдением и чётким руководством ваша практика станет наиболее эффективна. Систематизированные занятия, подсказки инструктора обязательно приведут к тому, что в теле появится пространство и вы начнёте дышать полной грудью, а это уже первый шаг к освоению пранаямы, искусству дыхания.

В методе Айенгара подход к пранаяме обдуманный. Новичкам не дают практиковать её с первых же занятий. Тело и сознание должны быть подготовлены к ней, что бы потом не пришлось переучиваться заново.

Способствовать вашему продвижению в практике будут так же: здоровый образ жизни, выполнение правил морально-этических норм (Яма), внутренняя дисциплина (Нияма). Это главные союзники долголетия, что возможно осознать лишь тогда, когда смотришь на 95-летнего Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара. Стоя на голове в Ширшасане более 40-ка минут каждый день и выполняя другие невероятно сложные асаны, он становится похожим на сверхчеловека.

Интересный факт в жизни «Гуруджи» произошёл, когда ему было 66 лет и он прошел обследование в Сан-Франциско. Американские специалисты определили уровень жизнедеятельности клетки его организма, как у 25-летнего спортсмена, олимпийского чемпиона. Возможно благодаря этому Индусы, верящие в реинкарнацию, считают Айенгара одним из воплощений бога Шивы, покровительствующего всем йогинам.

Метод Айенгара, как и вся йога — это целая наука и для того, что бы эта наука развивалась и прогрессировала, необходима последовательная передача знаний от учителя к ученику. Для этого в таких странах как Индия, Россия, Япония, США, Англия и многих других были созданы специализированные центры по подготовке преподавателей. Ученики «Гуруджи», которые преподают метод следят за тем, что бы знания дошли до каждого практикующего так, как их излагал сам Айенгар.


Сделав большой вклад в популяризацию и общемировое развитие йоги, Айенгар получил большое количество наград и премий, доставшихся ему за преданность и любовь к своему делу. Вложив душу и весь свой творческий потенциал «Гуруджи» развивал и усовершенствовал метод и в наши дни, стараясь, чтобы он был полезен для всех людей выбравших путь самосовершенствования и процветания.

На этом сайте можно узнать о Шри Б.К.С. Айенгаре и его методе:
● http://www.bksiyengar-yoga.ru
сайт Ассоциации и Некоммерческого Партнерства “Содействие развитию Йоги Айенгара в России»

 

Биография Шри Б.К.С. Айенгара

Выполнить все позы йоги способен только тот человек, который рождается на земле лишь каждые 200-300 лет. В Индии эта традиция называется «Парипурна». Она символизирует высшую степень завершённости, и согласно ей такой день наступил 14 декабря 1918 года, когда в селении Беллур, штата Карнатака , родился мальчик Сундарам, со временем ставший самым известным йогом в мире и оказавшийся способным возродить это древнейшее исскуство в наши дни.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар был тринадцатым ребёнком в семье простого школьного учителя. Появившись на свет в самый разгар эпидемии испанского гриппа он смог выжить и перенести этот недуг, ослабивший его иммунитет. Семья оставшаяся без отца, когда Айенгару было 9 лет, не могла обеспечить должного лечения, в следствие этого, в юности он переболел ещё тремя сложными инфекционными заболеваниями. Медики сказали родным Айенгара, что ребёнок долго не проживёт или будет беспомощным. Частое пребывание в постели сделали его тело очень жестким, настолько же жесткой стала и его воля — «изменить всё в своей жизни к лучшему!» — эта фраза стала его девизом.

Судьба дала шас Айенгару, когда ему исполнилось 16 лет. В 1934 году он познакомился с мужем старшей сестры Тирумалаем Кришнамачаром. Тирумалай заехал к родным, чтобы попросить одного из братьев жены временно перебраться к ним, ему предстояла дальняя поездка и жене нужен был помощник по хозяйству. Родственник Айенгара был человеком образованным — полиглот, знаток вед, музыкант и философ, знающий и преподающий йогу. Его йогашала находилась в городе Майсоре и была основанна самим Махараджей. Из всех братьев выбрали Айенгара, который согласился помочь и заодно посмотреть новый город. Вести хозяйство вместе с сестрой Сундараму понравилось и Кришнамачар, приехав из командировки, предложил ему остаться и пойти учиться в местную школу. Ещё Тирумалай пообещал показать несколько асан, которые могли бы укрепить здоровье Айенгара, и он решил остаться. Начало обучения оказалось сложным. Наклоняясь вперед Айенгар не мог достать до колен пальцами рук и видя это, зять стал отказываться учить его дальше. Но Сундараму помогло то, что Кешава Мурти, до этого лучший ученик «Гуруджи», сбежал от него за несколько дней до Международной конвенции по йоге, которая должна была пройти в Майсоре. Тогда, озадаченный учитель снова пригласил Айенгара на урок. Поскольку они жили вместе и Айенгар был полностью в его подчинении, Кришнамачар мог силой заставлять своего шурина выполнять сложные асаны. «Он едва не сломал мне спину» — вспоминал Айенгар. За три дня выучив и сделав три десятка сложных, разнообразных асан, новоиспечённый адепт йоги повредил мышцы спины, чем в последствии осложнил себе практику пранаямы.

Демонстрационное выступление на конвенции прошло успешно. Айенгар старался изо всех сил, за что получил в награду от Махараджи 50 рупий и искренние похвалы своего наставника. Успех был заслуженный и потому, что большинство поз ему приходилось выполнять и разучивать самому, без особой подготовки и разъяснений. В знак благодарности Айенгару разрешили посещать занятия в йогашале, в которой занимались родственники Махараджи. Обучение же в общеобразовательной школе ему пришлось оставить. Сундарам провалил экзамен и потерял возможность получать стипендию. Тогда йога приобрела особое значение для Айенгара. В то время ему ни раз случалось пропускать трапезу но не практику.


В 1936 году Айенгару предоставилась прекрасная озможность, которая редко бывает в семнадцатилетнем возрасте. Путешевствуя по стране с демонстрационными выступлениями он вместе с учителем и другими учениками заехал в город Дхарвар. В то время мужчины и женщины практиковали йогу отдельно и Айенгар, как самый молодой среди приехавших йогов, больше других подошёл для преподавания занятий местным женщинам. «Учи тому что знаешь» ,- сказал Кришнамачар и Айенгар в течении двух недель, обучал женщин тому, что узнал за столь короткий период. После Дхавара молодой учитель направился в город Белгалум, в котором на одном из занятий побывал врач из Пуны, предложивший контракт и возможность преподавать йогу в колледжах и университетах города. Поскольку английский понимал один Айенгар, а местный язык «маратхи» никто из йогов не знал, то именно он и поехал в Пуну продолжать свой учительский путь.

«Так все и началось. Я стал развиваться. Не владея мастерством выполнения поз, я был вынужден обратиться к многочисленным книгам, ко всем книгам о йоге. Тогда о йоге почти ничего не было известно. Книги были полны „воды“, выдавая недостаток практики их авторов. Когда я смотрел на иллюстрации, то видел, что изображение не соответствует описанию, представленному в тексте. Я понял, что йога — это совсем другое.» — так вспоминал Айенгар этот период своей жизни. Правда не все книги оказались пресными. Читая старый трактак по йоге, он увидел как в давние времена йоги, для улутчшения своей практики использовали различные преспособления: лавочки, опоры, планки. Уже тогда Айенгару часто приходилось видеть как различные ассаны одим людям даются легче чем другим и наоборот.

Три последующих года Айенгар занимался преподаванием древнего исскуства в школах и университетах Пуны. В 1940 году контракт не продлили потому, что йога тогда была непопулярна у себя на родине и желающих заниматься было мало. Денег тогда ему стало хватать только на еду и на то чтобы снять общую комнату, в которой проживали 5-6 человек. Даже в таких условиях Айенгар практиковал по 10 часов каждый день. За шесть лет постоянных занятий йога помогла ему восстановить здоровье утраченное в юности. Материальное положение гуру к концу года всё же улучшилось. В Пуне проходила промышленная выставка и один из организаторов попросил Айенгара выступить для её участников. Среди них оказался богатый издатель, которому понравилось выступление и он договорился с Айенгаром об индивидуальных занятиях для всей семьи. Тогда денег стало хватать и на отдельную комнату, и на небольшой зал для групповых занятий, и даже на то чтоб оплачивать образование младшего брата. С появлением зала число учеников стало расти. К Айенгару обращались люди, в основном, желающие улучшить своё здоровье и он помогал им как мог. В самых же сложных ситуациях он советовался со своим учителем, иногда направляя людей прямо к нему.

В1943 году, когда Айенгар навещал своих родных, мама поинтерисовалась у него: «Почему в свои 24 года он неженат?». Доходы которые были у него на тот момент не позволяли полноценно содержать семью, но этого довода оказалось не достаточно и Айенгара, без его согласия, активно принялись сватать. Чтобы отбить желание у потенциальных невест он отрастил бороду и стал смазывать своё тело маслом, но однажды и это не помогло. Одна из девушек терпеливо прождала его целый день. Жениху она понравилась и свадьба состаялась. 9 июля 1943 года Сундарам и Рамамани отпраздновали своё бракосочетание. Всю организацию на себя взяли братья и близкие родственники Айенгара. Но в Пуну он вернулся один, так как почти все ученики за время его отсутствия отказались от дальнейших занятий. Спустя только три месяца Рама (так называл свою жену Айенгар) смогла периехать к нему. Он редко бывал дома, полностью посвящая себя практике, а она взяла на себя заботу о семейном очаге. Со временем Айенгар обучил основам йоги и его благоверную супругу. Тогда Рамамани стала его первой помощницей, обучая наиболее ортодоксальных женщин правильно выстраивать позы.

Десятилетняя практика асан укрепила тело Айенгара и он решил начать освоение пранаямы. Кришнамачар отказался его обучать и Айенгар стал добывать знания утайкой. Приезжая к учителю в Майсор погостить, он подсматривал за его практикой пранаямы, когда тот занимался в саду. Но пранаяма всёже не получалась так как знаний не хватало и мышцы спины были ослаблены. Подумав, Айенгар решил изменить последовательность выполнения асан, делая упор на те которые наиболее сложно давались. Через два года таких занятий прогресс в практике пранаямы появился: стали получаться глубокий вдох, правильный выдох, а цикл дыханий удлинялся с каждым разом.


Постепенно, вместе с числом учеников, возрастала популярность и самого Айенгара. С накопленным опытом он начал понимать, что динамическая йога подходит не для всех возростов, и что многим для правильного выполнения асан необходимы подставки и подпорки, о которых знали ещё в древности. И Айенгар начал работать в этом направлении. В 1952 году гуру познакомился с известным скрипачём Ехуди Менухином, который обратился к нему за помощью. Постоянный стресс от концертов и частые боли в теле от долгой игры на скрипке не давали ему спокойно жить. Начав практиковать йогу Ехуди почувствовал облегчение и на радостях пригласил Айенгара в Европу. Так в 1954 году Шри Б. К. С. Айенгар отправился в турне по «Старому свету», а после и по всему миру, раскрывая особенности своего метода и возрождая популярность йоги в 20-ом столетии. Накопленных знаний Айегару уже было достаточно для написания своей первой, подробной книги о йоге. Изданная в 1966 году книга «Йога Дипика» получила всемирную известность,


а город Пуна оказался местом поломничества для всех йогов «Запада» и «Востока». Главным же событием для Айенгара стало признание Кришнамачара. Однажды, когда Айенгар занимался с учениками, он пришёл к нему на занятие. Долго наблюдая за всем происходящим Кришнамачар подошёл к нему и сказал: «Продолжай». Эта сдержанная похвала очень вдохновила Айенгара и он стал прилагать максимум усилий для распространения своего метода. В течении ближайших лет Шри Б. К. С. Айенгар написал и издал ещё несколько книг: «Древо йоги», «Исскуство йоги», «Прояснение пранаямы», а также опубликовал свои комментарии к «Йога Сутрам Патанджали». Все они стали бестселлерами и считаются классическими в области изучения йоги. В данный момент Айенгар является автором 14-и фундаментальных книг полностью раскрывающих и описывающих это древнее искусство.
1973 год для «Гуруджи» оказался полным скорби и печали. Умерла его жена Рамамани — самый близкий друг и соратник. Она всегда была рядом с ним в моменты радости и грусти. В память о ней Айенгар назвал «Институт йоги», который открыл в 1975 году и стал обучать там тысячи учеников со всего мира. Помогают ему в обучении учеников и организации института дети Гита и Прашант.

Следующие годы стали очень показательными для «Гуруджи» и его метода. Попав в аварию в 1979 году и повредив несколько жизненноважных органов, он вернулся в самое начало своей практики на 40 лет назад. Благодаря искренней любви к своему делу за 10 лет Айенгар смог полностью восстановить утраченный потенциал и прибывать при этом в ясности ума, и гармонии со всем миром.
«В течении 60 лет непрерывной практики мои пальцы коснулись примерно 200 тыс. человек. Теперь просто дотронувшись к человеку, я могу сказать, что с ним происходит. Моя кожа и глаза стали настолько чувствительными, что достаточно просто прикосновения, чтобы понять в чем дело. Вы можете называть это йогической интуицией».- так описывает учитель учителей свою многолетнюю практику, всемирная польза которой была отмечена орденами и наградами. В 1991 году Шри Б. К. С. Айенгар был награждён орденом «Падма Шри»В 2002 — орденом «Падма Бхушан», а в 2004 году — американский журнал «Time» включил Айенгара в список 100 самых влиятельных людей мира.

Шри Б. К. С. Айенгар постоянно подчеркивал, что, в первую очередь, является именно практиком, и что только непосредственная практика дает непосредственное знание. Даже самые лучшие книги по йоге и прекрасный учитель никогда не заменят личного опыта, приходящего в процессе самостоятельных занятий.

20 августа 2014 года Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар ушел из жизни…

Весть о смерти нашего Гуруджи потрясла нас до глубины души. Б.К.С.Айенгар был своего рода уникальным человеком, способным сделать невозможное возможным. Как отблески солнца в каждой капле утренней росы, он зажёг в наших сердцах огонь. Огонь практики, стремление быть лучше, познавать себя и окружающий нас мир через призму йоги. 

Своим примером Гуруджи показал, что вне зависимости от возраста, пола, религии и достатка можно обрести счастье, сохраняя спокойный и здравый ум, крепкое тело и желание жить.
Безусловно, физически Б.К.С.Айенгар покинул нас, но его учение будет жить в нас и развиваться. 

 

Приветствие Патанджали

Текст мантры:

Yogena cittasya padena vacam
Malam sarirasya ca vaidyakena
Yo’pakarottam pravaram muninam
Patajalim pranjaliranato’smi
Abahu purusakaram
Sankha cakrasi dharinam
Sahasra sirasam svetam
Pranamami Patanjalim

Йогена читтасья падена вачам
Малам шарирасья ча вайдьякена
Йопакароттам праварам мунинам
Патанджалим пранджалир анато сми
Абаху пурушакарам
Шанкха чакраси дхаринам
Сахасра ширасам шветам
Пранамами Патанджалим

Перевод:

Я преклоняюсь перед мудрецом Патанджали, величайшим из мудрецов, чей труд по йоге дарует ясность уму, труд по грамматике – чистоту речи, а труд по медицине – здоровье телу. Я преклоняюсь перед Патанджали, воплощением змея Адишеши, чье тело наполовину человека, наполовину змеи, кто держит в руках раковину, диск и меч, и чью голову венчает тысячеглавая кобра.

Гита Айенгар. «Комментарии к Приветствию Патанджали»

Те две шлоки (строфы), которые мы поем, обращаясь к Патанджали, начинают «Бходжа Вритти», комментарии индийского философа Бходжи (Парамары) к Йога-сутрам. В первую очередь, в них говорится, что Патанджали считается воплощением кобры (змея) Адишеши, на котором восседает Бог Вишну, создатель этого мира. Сказано, что он (Патанджали) рождался трижды и подарил людям три науки, чтобы они могли самосовершенствоваться.
Yogena cittasya padena vacam
Чтобы очистить ум (citta), очисти сознание.
Патанджали подарил нам науку йоги (yogena). Чтобы очистить наши слова (pada), и нашу речь (vaca), он дал нам пояснение к грамматике. Теперь в наших словах и разговоре есть ясность, четкость и чистота.
malam sarirasya ca vaidyakena
Чтобы избавить от нечистоты (malam) наши тела, он подарил нам медицину (vaidyakena).
yopakarottam pravaram muninam
Позвольте мне приблизиться к тому, кто принес нам эти дары.
patanjalim pranajaliranato’smi
Позвольте мне соединить ладони и склонить голову перед Патанджали.
Затем, после описания заслуг Патанджали, вторая строфа раскрывает его внешний облик. Для начала любой медитации, необходимо иметь перед глазами образ.
abahu purusakaram
От ладоней и до головы он имеет человеческий (purusa) облик (karam).
sankha cakrasi dharinam
В руках он держит морскую раковину (sankha) и диск (cakra).
sahasra sirasam svetam
Над головой (sirasam) у него тысячеглавая (sahasra – тысяча) кобра, потому что он является воплощением змея Адишеши. Svetam означает «белый».
pranamami patanjalim
Я склоняюсь перед Патанджали.
Мы поем для того, чтобы с самого начала внутри возникали чувства удовлетворения и смирения, потому что невозможно ничему научиться без этих чувств. Поэтому, когда перед началом практики мы вспоминаем о Патанджали, мы осознаем, насколько мы малы перед его величайшей душой. И когда это становится ясным, то можно преодолеть все остальные трудности, которые зачастую связанны с нашим эго и всегда возникают во время практики. Не секрет, что всегда приходится немного «спуститься вниз», чтобы научиться чему-то. Учиться без самоумаления невозможно: если вам кажется, что вы уже достигли вершины и всё знаете, то вы уже не ученик. В этом плане, пение помогает.
Мы решили исполнять две эти строфы с самого начала. Когда Гуруджи просил нас заниматься йогой, мы начинали с пения. Но мы не делали этого на занятиях, потому что новичкам казалось, что это религиозная мантра, имеющая значение только для индусов. Людям потребовалось время, чтобы понять. Когда у нас проводились общественные мероприятия, праздники, такие как Дивали или День рождения Гуруджи, мы читали эти мантры. Люди стали проявлять интерес и спрашивать, что означали эти мантры. И когда они поняли, то приняли их. И теперь уже несколько лет мы поем мантры перед занятиями.


Мантра Гуру

ГУРУР – БРАХМА
ГУРУР – ВИШНУ
ГУРУР – ДЕВО МАХЕШВАРА
ГУРУ САКШАТ ПАРАБРАХМА
ТХАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА
Гуру – это Брахма,Гуру – это Вишну,Гуру – это Господь МахешвараЯ созерцаю в Гуру самого ПарабрахманаИтак, вечно поклоняюсь Шри Гуру

Гу означает гунатита (того, кто выше трех гун), также означает темноту или невежество.

Ру означает рупаварджита (того, кто не имеет формы), также означает свет или благость.

Гуру — тот, кто рассеивает тьму невежества.

Гуру есть Брахма.

Он — Творец. Он Сам — Творение, и Он — Единый, существующий в Творении.

Вся Вселенная наполнена Брахманом. Тот, Кто Сам стал вселенной, и есть Гуру.

Гуру есть Вишну.

Вишну — тот, кто обладает вездесущностью. Он — Деятель и Он же — действие. Вселенная — действие, Брахман — Деятель. Брахман — это сознание, которое стоит за причиной и следствием. Вся вселенная есть форма Вишну.
Этот Вишну и есть Гуру.

Гуру есть Махешвара (Всемогущий Владыка).Махешвара правит всем во Вселенной.Гуру всемогущ, всезнающ и вездесущ — это сам Парабрахман.